Депрессия или наркомания: что было первым?

Депрессия или наркомания, что было первым?

Что было вначале: курица или яйцо?

В среде выздоравливающих людей существует поговорка: «алкоголь и наркотики могут стать причиной психического заболевания, но само заболевание не может быть причиной зависимости». Однако это не совсем так. Некоторые психические заболевания, особенно те, которые не были вовремя диагностированы и не получили лечения, могут послужить спусковым механизмом для начала злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Депрессивные расстройства часто вызывают острые дискомфортные ощущения, такие как:

 

  • переполняющая грусть,
  • чувство безнадежности,
  • эмоциональный ступор,
  • изоляция,
  • нарушения сна,
  • нарушение пищеварения, а также все нарушения, которые с этим связаны.

 

Для людей, которые страдают от депрессии и не получают адекватного лечения, свойственно прибегать к самолечению. Это может усугубить депрессию и сделать ее намного серьезнее. Бокал или два алкоголя, несколько таблеток, кажется, могут временно облегчить некоторые симптомы, однако пустота, которая остается после того, как вещества покидают организм, приобретает новые масштабы.

Подобная абстинентная депрессия наступает каждый раз, когда наркотик или алкоголь выходят из тела, хотя, поначалу, некоторые люди и не испытывают этих симптомов. Сама по себе абстинентная депрессия может послужить спусковым механизмом дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами.

Еще одной проблемой является тот факт, что если алкоголь и наркотики употребляются одновременно с лекарствами, они могут повлиять на активную силу этого лекарства – сделать его сильнее или слабее. В любом случае это подвергает человека риску госпитализации.

 

Часто из-за подобного опыта, люди, которые находятся на реабилитации после наркомании, стараются избегать всех видов медицинских препаратов, даже тех, которые выписывает врач. Ведь однажды они уже столкнулись с травматическим опытом наркомании и пережили трудные времена. Часто, люди, которые завязали тяжелым путем, с помощью силы воли и жуткой абстиненции, больше предпочитают пережить суровую депрессию в эмоциональных мучениях, чем с помощью медикаментов.

Пациенты с двойным диагнозом (и депрессией, и наркоманией/алкоголизмом) обязательно должны обсудить этот вопрос со специалистом. Нельзя оставлять его без внимания.

Такие пациенты часто задают вопрос: «неужели алкоголь или наркотики спровоцировали депрессию?». На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Высококвалифицированный специалист всегда сможет вычленить источник депрессии и определить, был ли он изначальным или стал причиной наркомании/алкоголизма. Чтобы определить, какое состояние было первоначальным, терапевт должен использовать психологическую характеристику и отчеты семьи, друзей, работодателей, а также учеты правоохранительных органов.

Почему так важно знать, что было первым: депрессия или зависимость?

Потому что человек с первоначальной депрессией, до того как он начнет употреблять наркотические вещества, нуждается в лечении, в том числе медикаментозном вмешательстве, в течение более длительного периода, чем человек, получивший депрессию как следствие злоупотребления веществами. Депрессия, вызванная злоупотреблением психоактивными веществам, как правило, не нуждается в таком же лечении.

Часто, люди с депрессивным расстройством, прибегающие к лечению наркотической зависимости, не могут адекватно расценить, что с ними происходит. Они могут находиться в состоянии эмоционального ступора, грусти, или не в состоянии сосредоточиться. Возможно, предыдущий специалист не сделал точной социально-психологической оценки пациента. Отсутствие отчетности или ненадлежащая оценка может стать причиной неполного понимания общей картины заболевания.

Когда пациент, чья депрессия была вызвана злоупотреблением химическими веществами, получает лечение, предназначенное для первоначальной депрессии, через какое-то время он начнет задаваться вопросом: «а что я здесь делаю? У меня нет таких проблем…». В таких случаях это не является отрицанием лечения и защитным механизмом, а действительное замечание, связанное с неправильной постановкой диагноза.