Основные причины резистентности больных

Основными причинами резистентности в подобных ситуациях является амбивалентность мотиваций: необходимость продолжения лечения и желание поскорее избавиться от физически неприятных проявлений. Компромиссом, по мнению пациентов, являются пожелания «усыпить на несколько дней» или переложить ответственность полностью на врачей с высказываниями типа «я в стационаре, мне нужно помогать». Результатом данной позиции является постоянные требования «обезболивающих уколов» или «снотворных таблеток». Больной фактически полностью переключается с процесса выздоровления, на процесс «облегчения страданий». Часто пациенты придерживаются этого стереотипа на протяжении всего курса лечения, продолжая жаловаться на физическое недомогание.

Путь преодоления недостаточной эффективности лечения в этих случаях - присоединение нетрадиционных (лазеротерапия, иглорефлексотерапия) и физиотерапевтических (инфракрасная и криосауна, трансаир) методов. Параллельно подключается психотерапия с акцентом суггестии, что физические проявления абстиненции — это расплата за «кайф» в прошлом и переключением ответственности за страдания сейчас только на самого пациента. Оправдана позиция врача фиксации внимания больного на ежедневном улучшении физического состояния как результате его собственных усилий и возможности быстрого завершения синдрома отмены.

 

В некоторых случаях врачи открыто высказывали мнение о нежелании пациента избавиться от зависимости и необходимости прекращения малоэффективного лечения. Часто данные больные через 1 - 2 месяца возвращались для продолжения лечения и весь этот период не употребляли психоактивные вещества. Принятие на себя ответственности за незавершенный курс лечения при поддержке микросоциальной среды формировало потребность в продолжении терапии. Подобные выводы были очень поучительны для остальной группы больных, проходящих комплексное лечение, давали возможность им переосмыслить истинность решения избавиться от проявлений болезни.

Следующим фактором, влияющим на эффективность лечения, является отношение к сеансам с декларативным суперстрессовым групповым внушением. Иногда данная психотерапия воспринимается как «издевательство», «насилие над личностью», «ломку убеждений», что подсознательно формирует один из вариантов психологической защиты.

 

Реже пациенты говорят вообще о «подставных людях или артистах» в процессе лечения. Это недоверие не всегда высказывается сразу и обсуждается только среди группы или родителей. Однако подобное мнение быстро выявляется в поведении во время сеанса. Эти больные неоднократно пытались выйти с сеанса, обосновывая физиологическими потребностями или физическими проблемами. При невозможности этого, пациенты невербально демонстрировали настороженность и неприятие формулировок внушения. Они постоянно открывали глаза и смотрели по сторонам; пытались улыбаться, смеяться, разговаривать с соседями; отсутствовал эмоциональный отклик переживаний в мимических и пантомимических проявлениях. Потенцировать подобное отношение могли индивидуальные личностные позиции: «Поддаваться влиянию внушения недостойно мужчине с силой воли». Пациенты с небольшим стажем наркотизации уверяли, что события, описываемые на психотерапевтическом сеансе, отсутствовали у них и не могли быть вообще. При большом сроке употребления психоактивных веществ, встречались формулировки: «Я столько видел в течение своей жизни, что ничему новому меня научить не могут».

Данные позиции требуют развенчания в процессе индивидуальной психотерапевтической работы. Акцент делался на выделение наркоманской «субличности» и возможности увидеть ее проявления «открытыми глазами» и прочувствовать эмоционально. Демонстрируемый «жизненный опыт» и «силу воли» рекомендовалось направить на преодоление зависимости, а не на «борьбу за независимость» на сеансе. Убедительным является разъяснение факта, что подобные сложные заболевания требуют радикальных психотерапевтических подходов. Неэффективность предыдущего лечения по другим методикам и программам подтверждает этот вывод.