Проблемы на пути успеха

Проблемы на пути успеха

Как превратности судьбы влияют на личный успех

Когда человек сталкивается с трудностями, а затем преодолевает их, это закаляет его характер и уверенность в своих силах, учит самообладанию, воспитывает добросовестное отношение к другим людям, которые также могут столкнуться с трудностями.

Любые неприятности, какими бы болезненными они ни были, как бы не старались их избегать люди, все же могут оказать положительное влияние на характер. В трудностях человек приобретает такие качества, как настойчивость, самообладание, добросовестность, уверенность в себе, любопытство, опытность.

Именно эти качества действительно имеют значение для достижения успеха в жизни, возможно, даже больше, чем конкретные профессиональные навыки.

Когда ученые пытаются оценить «успех», они часто рассматривают его в свете таких категорий, как успеваемость в учебе, получение диплома, профессиональная занятость, приличный доход, воздержание от наркотиков, отсутствие развода.

Одним из известных исследователей успеха, как жизненной категории, является Джеймс Хекман, экономист из Университета Чикаго, лауреат Нобелевской премии 2000 года.

Доказательства, которые он обнаружил, указывают на то, что жизненный успех обеспечивается не интеллектуальными способностями, а определенными не когнитивными навыками, проще говоря, личностными чертами характера.

Однако проблемы возникают на этапе формирования этих качеств. Когда человек или ребенок сталкивается с постоянными неприятностями, или существенными жизненными проблемами, над которыми у него нет власти, он не учится самоконтролю. Также он не учится настойчивости. Вместо этого, этот человек усваивает только состояние беспомощности и безнадежности.

Унижения со стороны других людей или членов семьи, а также переживание множественных кризисов, которые происходят друг за другом без возможности восстановить силы – примеры тех трудностей жизни, которые действительно могут негативно повлиять на становление личности и жизненный успех. Например, бедность и стресс, переживаемый в связи с этим обстоятельством, влияют на развитие мозга, а также тормозят развитие не когнитивных навыков.

Если ребенка обижают физически в детстве, постоянно ругают и унижают, или он становится свидетелем подобного обращения с другим членом семьи, его организм постоянно вырабатывает гормон стресса. Эти гормоны физически вредят развивающемуся мозгу ребенка.

Большое количество стресса делает детей чрезмерно настороженными, неспособными сосредоточить свое внимание, и как следствие неспособными хорошо учиться.

Такие неблагоприятные стрессовые события детства не способствуют успеху, а наоборот, приводят к проблемам психического здоровья, депрессиям, тревоге. Также у ребенка развиваются такие проблемы, как:

  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Членовредительство по отношению к себе
  • Преступное поведение
  • ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем)
  • Рак
  • Болезни сердца
  • Хронические заболевания легких
  • Сахарный диабет.

Хорошей новостью является то, что наш мозг способен меняться, расти и учиться на протяжении всей нашей жизни. Противодействие и «перевоспитание» мозга не легкий процесс. Однако обучение внимательности и ДБТ доказали свою эффективность в оказании помощи людям, которым необходимо научиться менять свои эмоции, поведение, а в некоторых случаях и химические сообщения в мозге (наркомания, алкоголизм).