Особенности профилактики наркомании в учебных заведениях

В 1990 году ВООЗ поддержал идею распределения всех профилактических действий по профилактике наркомании на первичные, вторичные, третичные.

Первичная профилактика: действия выполняются в здоровой среде. Задача: предупреждение немедицинского употребления наркотических веществ любым лицом.

Вторичная профилактика: работа с контингентом повышенного риска, то есть создание различных препятствий того или иного процесса. Задача: раннее выявление и активное лечение лиц, которые уже употребляют наркотики, но еще не имеют зависимости, а также комплекс мероприятий по информированию этого контингента и его окружения.

Третичная профилактика: лечение (адаптация участников событий к уже существующей проблеме, коррекционное воздействие). Задача: помощь лицам, имеющим наркотическую зависимость.

Первичная и вторичная профилактики являются именно теми видами работ, которые должны начинать осуществляться еще в учебных заведениях.

Система мер по первичной профилактике наркотической тенденции у учащихся:

 

  • выделение из общего контингента личностей так называемой "группы риска";
  • проведение целенаправленных профосмотров;
  • активная противонаркотическая пропаганда;
  • создание атмосферы нетерпимости в отношении возможной наркотизации во всех учебных заведениях.

 

Во внеурочной воспитательной работе по предупреждению наркомании среди учащихся рекомендуется использовать такие формы работы, как лекции, беседы, устные журналы, диспуты, обсуждения книг, фильмов, спектаклей, вечера и встречи с психиатрами - наркологами.

С целью облегчения проведения активных форм профилактики наркомании необходимо использовать специальные программы.

Такие методы профилактики как наблюдение, анкетирование, беседы следует проводить регулярно, постепенно накапливая данные о личности, о проявлении тех или иных ее качеств, различных ситуаций в течение значительных отрезков времени. В психологической практике в зависимости от конкретных условий, могут быть использованы различные виды бесед:

 

  • диагностическое интервью. Это наиболее распространенный вид беседы, который используется в комплексе с другими методами диагностического характера. Основная цель заключается в получении разнообразных данных о свойствах личности и особенности психического развития;
  • психотерапевтическая беседа используется для оказания психологической помощи;
  • стандартизированная беседа, которая строится по четко определенному сценарию и заранее разработанному плану;
  • свободная беседа, при которой психолог может менять тактику ведения в зависимости от ситуации.

 

Очень важно, чтобы программы по профилактике злоупотребления наркотиками были дифференцированными по полу и возрасту, целевыми (для детей дошкольного возраста, школьников, колледжей, учащихся, студентов и других групп молодежи). Они должны органично вписываться в учебно - воспитательный процесс. Профилактическая работа заключается в развитии веры человека в свои силы, поддержке позитивной самооценки, формировании коммуникативных навыков, преодолении социальной изоляции, обучении гибкости и терпимости в конфликтных ситуациях, формировании навыков выхода из стресса и конструктивного решения проблем, развития сферы чувств и поддержки процессов самоопределения и самореализации. Работу должны проводить специалисты, получившие теоретическую и практическую подготовку в проведении тренингов и индивидуальных консультаций. И.А.Логинов, А.Е.Бобров, Н.Б.Романцева выделяют основные направления профилактической работы со студентами и педагогами вузов:

 

  • разъяснительные и просветительские мероприятия (лекции, семинары, выступления по радио, статьи в газете), направленные на информирование о разрушительных последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причины наркотизации, симптомы зависимости, лечении наркомании;
  • выявление посредством ежегодных диспансеризаций и выборочных обследований студентов группы риска (с наличием признаков психической дезадаптации, асоциального или рискованного поведения; неблагоприятных семейно - бытовых и экономических условий; наследственной отягощенностью; объективных признаков приема наркотиков);
  • психопрофилактическая и психокоррекционная работа со студентами, входящих в группу риска: индивидуальное динамическое наблюдение, осуществление повторных обследований, проведения индивидуальной или групповой психотерапии, фармакотерапии, а также привлечение их родственников и близких.