В 1990 году ВООЗ поддержал идею распределения всех профилактических действий по профилактике наркомании на первичные, вторичные, третичные.
Первичная профилактика: действия выполняются в здоровой среде. Задача: предупреждение немедицинского употребления наркотических веществ любым лицом.
Вторичная профилактика: работа с контингентом повышенного риска, то есть создание различных препятствий того или иного процесса. Задача: раннее выявление и активное лечение лиц, которые уже употребляют наркотики, но еще не имеют зависимости, а также комплекс мероприятий по информированию этого контингента и его окружения.
Третичная профилактика: лечение (адаптация участников событий к уже существующей проблеме, коррекционное воздействие). Задача: помощь лицам, имеющим наркотическую зависимость.
Первичная и вторичная профилактики являются именно теми видами работ, которые должны начинать осуществляться еще в учебных заведениях.
Система мер по первичной профилактике наркотической тенденции у учащихся:
Во внеурочной воспитательной работе по предупреждению наркомании среди учащихся рекомендуется использовать такие формы работы, как лекции, беседы, устные журналы, диспуты, обсуждения книг, фильмов, спектаклей, вечера и встречи с психиатрами - наркологами.
С целью облегчения проведения активных форм профилактики наркомании необходимо использовать специальные программы.
Такие методы профилактики как наблюдение, анкетирование, беседы следует проводить регулярно, постепенно накапливая данные о личности, о проявлении тех или иных ее качеств, различных ситуаций в течение значительных отрезков времени. В психологической практике в зависимости от конкретных условий, могут быть использованы различные виды бесед:
Очень важно, чтобы программы по профилактике злоупотребления наркотиками были дифференцированными по полу и возрасту, целевыми (для детей дошкольного возраста, школьников, колледжей, учащихся, студентов и других групп молодежи). Они должны органично вписываться в учебно - воспитательный процесс. Профилактическая работа заключается в развитии веры человека в свои силы, поддержке позитивной самооценки, формировании коммуникативных навыков, преодолении социальной изоляции, обучении гибкости и терпимости в конфликтных ситуациях, формировании навыков выхода из стресса и конструктивного решения проблем, развития сферы чувств и поддержки процессов самоопределения и самореализации. Работу должны проводить специалисты, получившие теоретическую и практическую подготовку в проведении тренингов и индивидуальных консультаций. И.А.Логинов, А.Е.Бобров, Н.Б.Романцева выделяют основные направления профилактической работы со студентами и педагогами вузов: