Психологические аспекты профилактики наркозависимых

Психологические аспекты профилактики наркозависимых, а также успех социальной реабилитации наркозависимых, состоят прежде всего в определении феномена психологической готовности к употреблению психотропных веществ, т.е. таких психологических особенностей человека, которые являются своего рода " слабым звеном " в процессе социализации личности. Именно эти психологические особенности провоцируют человека на уход от реальности при первом же столкновении с трудностями.

Поиски " структуры" личности наркомана, попытки выявить специфический "профиль " личности, склонной к употреблению психотропных веществ, - чрезвычайно сложная задача. Исследования такого рода проводились в основном зарубежными учеными с применением многих личностных тестов. И результаты показали, что существует ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребляющим наркотиками. Это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующую ситуацию, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.

Нетрудно заметить, что эти черты свойственны не только наркоманам, но и просто плохо социально адаптированным людям.

Итак, влечение человека к употреблению психотропных веществ - признак более глубокого личностного неблагополучия. Основой этого симптома является психологическая готовность личности к их употреблению. Формируясь медленно, постепенно, эта психологическая готовность реализуется при первой же возможности, то есть в случае возникновения соответствующей ситуации.

Сущность психологической готовности к употреблению психотропных веществ состоит в неспособности адекватного восприятия психотравмирующих жизненных ситуаций, адекватного отношения к людям и к самому себе, правильной регуляции своего поведения. Представляя собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации индивида, психологическая готовность к употреблению психотропных веществ не всегда проявляется, находясь как бы в скрытом (латентном) состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.

Известно, что человек делает какие-либо действия и поступки потому, что у него возникает потребность, которая требует своего удовлетворения. Другими словами, деятельность человека детерминирована его потребностями. Неудовлетворенность потребности вызывает эмоциональное напряжение, поскольку происходит как бы блокирование психического акта.

 

Результат может быть двояким: либо это стимулирует ускоренное развитие личностных свойств и разрешение противоречий, то есть переход человека на более высокий уровень саморегуляции (это наблюдается в случае продуктивного выхода из фрустрирующей ситуации), или (если эмоциональная напряженность слишком велика, а человеку свойственна личностная незрелость) происходит срыв, дезинтеграция всех функций. Для предотвращения такой дезинтеграции существует психологическая защита. Если эта защита оказывается безуспешной, тогда возникает невроз.

Центральной характеристикой фрустрационного поведения выступает потеря субъектом первоначальной цели. Однако это не значит, что действия субъекта обязательно лишены всякой целенаправленности. Его поведение может содержать некоторую цель (скажем, побольше поразить соперника во фрустрационно-спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой новой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.