Способ комбинированного холотропного дыхания в психотерапии наркоманий.

Психотерапевтическая методика холотропного дыхания, впервые обобщённая и теоретически сформулированная С. Грофом, в настоящее время широко применяется при лечении пограничных состояний в практике врача – психиатра. Простая в техническом исполнении, она оказывает глубинное психологическое воздействие с переосмыслением имеющихся проблем, а по данным автора методики приводит к «смерти и возрождению». При продолжительном (от 45 минут до 1 часа) ритмичном и глубоком дыхании пациент проходит четыре перинатальные «матрицы», каждая из которых тесно связана с последовательными периодами биологического рождения. На каждой их этих стадий испытываются переживания, характеризующиеся специфическими эмоциями и физическими ощущениями, каждый период ассоциируется со своеобразными символическими образами. В классическом варианте холотропное дыхание впервые было применено нами при лечении больных наркологического профиля для подготовки и усиления действия суперстрессового внушения (Спосіб використання холотропного дихання для потенцювання психотерапії наркоманій. Є.Р. Гасуль з співавт., авторське право на твір №8736 від 10.11.2003р.).

При 3-хлетнем наблюдении за ощущениями и поведением пациентов во время дыхания определились общие особенности восприятия каждой из «матриц», специфичные для клинических проявлений зависимости. В течение первых сеансов присутствуют переживания покоя. Умиротворённости, безмятежности, радости, блаженства и иногда экстаза. На физическом уровне этому сопутствовали ощущения лёгкой дрожи, пробегающей по телу волнами, некоторый озноб, изменения вкуса во рту, лёгкую тошноту, подёргивание отдельных мышц тела. Многие пациенты, находящиеся в этот период с признаками абстиненции, данные проявления первой «матрицы» воспринимают, как возможность хоть частично облегчить своё физическое состояние. Они охотно ходят на сеансы, принимая состояние эмоционального комфорта как первые проявления эффективности начатого лечения. В некоторых случаях состояние изменённого сознания ассоциируется с опытом переживаний в наркотическом опьянении, пациенты с удивлением воспринимают возможность получения сходных картин без применения психоактивных веществ. Ещё реже подобные эмоции и ощущения формируют своеобразную психологическую зависимость; требуя повторения только этих состояний, пациенты игнорируют дальнейшую необходимую динамику.

Основная идея реабилитации в нашем центре: - Ты действительно сможешь уехать здоровым полноценным человеком

Переживания пациентов

При последующих сеансах холотропного дыхания появлялись переживания второй «матрицы», которые кардинально отличались от предыдущей. Чаще всего это страх смерти, страх сойти с ума, страх никогда не вернуться в обычный окружающий мир; всё время присутствует ощущение, что жизнь подвергается серьёзной опасности. На физическом уровне это сопровождается напряжением всего тела, тяжестью в груди, давлением на голову и конечности. Отмечаются неприятные ощущения и тяжесть в частях тела, связанные с зонами удовольствия: возможна выраженная жажда, позывы на мочеиспускание и дефекацию, что может прервать сеанс.

Почти все пациенты описывают проносящиеся в голове эпизоды, связанные с «наркоманским прошлым» крайне отрицательного содержания либо потенциального смертельного исхода. Это часто случаи передозировок и нахождения в коматозном состоянии, грабежи и насилие для получения денег на наркотик, бессмысленная жестокость по отношению к родным. Подобные сцены являются первым опытом осознания бессмысленности прошлого стереотипа жизни, весь негатив наркоманского опыта в дальнейшем закрепляется эмоционально. Некоторые пациенты, столкнувшись с отрицательными переживаниями, стараются защититься от них. В этих случаях включаются подсознательные механизмы защиты, а прежний стереотип ухода от трудностей остаётся доминирующим. Именно тогда больные говорят об усилившейся непреодолимой психологической зависимости, проявляющейся в желании употребить наркотическое вещество. В дальнейшем сеансы холотропного дыхания ими воспринимаются с опасением возможности «возврата на исходный уровень» в процессе лечения.

Переживания, связанные с третьей «матрицей» ещё более концентрированы, чем ранее. Особенно это касается физических ощущений: сильная боль с проявлениями сжатия, ограничения; удушье, нарастающее напряжение. В психическом плане усиливаются процессы тревоги, агрессивности, странного чувства возбуждения. С. Гроф проводил аналогию ощущений пациента с переживаниями рождающегося ребёнка, проходящего через родовые пути.

В представлениях больных присутствовали ситуации с переживанием страдания и постоянной боли, а также чувства тревоги и слепой агрессивности. Однако в отличие от предыдущих переживаний, где они были исключительно жертвами, данный период отождествляется то с жертвой, то с мучителем. Превалировали сцены, когда из–за наркотика пациенты могли предавать и обманывать близких, а иногда требования сочетались с физической расправой. Часты сексуальные переживания, но и они сопровождались безнравственностью, опасностью и риском для жизни, чаще всего связанные с наркотическим опьянением. Религиозные сцены отражали отрицательное – элементы сатанинских ритуалов, где пациент является активным участником: пьёт кровь и получает от этого удовольствие, заставляет употреблять наркотик других, причём делает это сам. Ощущение разнонаправленной агрессии отчётливо проявляется при внешнем наблюдении. Некоторые активно противодействуют чему–то, размахивают руками, ногами, выкрикивают отдельные слова, меняют позы дыхания. У других, наоборот, на глазах слёзы, смещается ритм дыхания, состояние переходит во всхлипывание и отчётливый плач. Несмотря на преобладание негативных переживаний, в них всегда присутствовали элементы борьбы и, в завершении данного этапа, появлялось чувство надежды и вера в то, что борьбе придёт конец.

После дыхания проходило переосмысление данной тематики и являлось ценным подготовительным моментом в эффективности последующих сеансов суперстрессового воздействия. Появлялось пропавшее ранее чувство вины перед родными со слезами раскаяния и мольбами о прощении. Осознание обязательной борьбы с целью преодоления зависимости от наркотических веществ и возможности победы сглаживало эмоциональные отрицательные воспоминания. Лишь у некоторых пациентов подобные представления вызывали страх и беспомощность перед будущим, что выявлялось ещё в процессе дыхания. Они резко поднимались и, пытаясь приостановить этот процесс, хотели выйти из зала. Понимание необходимости преодоления подобных эмоций при последующих сеансах и требование проведения до конца данной процедуры являлось важным элементом в последующей индивидуальной работе с психотерапевтом. Некоторыми больными физические ощущения на данном этапе воспринимались как возвращение периода абстиненции. Это было особенно тягостно и расценивалось как недостаточная эффективность лечения в целом, либо отрицательный эффект самого дыхания, что вызывало необходимость безотлагательных контраргументов.

Признаки четвёртой «матрицы» связывались с тематикой смерти и возрождения, при этом присутствует чувство победы и торжества. Многие говорили об изменившихся органах чувств: зрительные и слуховые впечатления, запахи, вкусы кажутся более сильными, яркими и приятными. Пациенты описывали возвращение чувств, которые забрал наркотик, они утверждали, что совершенно по-новому понимали и ценили своих близких, красоту природы, наслаждение звуками музыки. Важными в жизни становились такие качества, как стремление к справедливости, уважение к другим, желание творить.

Некоторые ощущения больных напоминали первую «матрицу», но коренным отличием было не пассивное наблюдение за происходящим, а ощущение своей сопричастности к нему, возможности произвольного его видоизменения и ответственности за это. Преобладало чувство глубокого расслабления, безмятежности и внутреннего покоя. Оценивая основную проблему, в связи с которой пациенты находились на лечении, они утверждали об освобождении от наркотической зависимости или возможности избавиться от неё.

Важной вехой в этой лечебной работе они понимали необходимость собственной активной позиции. В дальнейшем после курса лечения они считали необходимым продолжать холотропное дыхание дома, видя в этом возможность разрядки при психоэмоциональных кризисах. В единичных случаях переживания сопровождались гиперактивностью, эйфорией, возбуждением, что сохранялось после сеансов в течение 2 – 3 часов. Пациенты строили грандиозные планы, претендовали на особое отношение к себе. Данные кратковременные состояния проходили спонтанно и требовали лишь определённого разъяснения. При этом предполагалось продолжение 1 – 2 процедур дыхания для формирования эффектов покоя и безмятежности.

В ходе дальнейшей работы в процессе проведения классического варианта холотропного дыхания возникла гипотеза потенцирования психотерапевтического эффекта и сглаживания появляющихся возможных нежелательных проявлений. В первую очередь это стало проводиться при помощи включения в музыкальное сопровождение отдельных буддистских мантр, элементов медитативных мелодий, гармонического песнопения, что формировало мистическую настроенность и ускоряло вхождение в состояние изменённого сознания. На музыку наслаивался единый ритм дыхательных экскурсий, облегчающий контроль стабильности дыхания. В определённые периоды при прохождении отдельных «матриц» эффект потенцировался плачем и первым криком ребёнка, символизирующим процесс рождения. В дальнейшем при помощи компьютерного сочетания на активную быструю мелодию, требующую ритмичного продолжительного дыхания, наложены фрагменты сеанса императивного воздействия. По тематике это были возгласы, крики, отдельные фразы пациентов в состоянии транса и ключевые установки психотерапевта, формирующие отрицательный эмоциональный настрой против наркотика.

Дальнейшая комбинация включала различную степень интенсивности голосового сопровождения, наслаивающегося на мелодии.  Исходной точкой являлись работы отечественных ученых (И Смирнов с соавт. «Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне», 1995 г) об эффективности ввода неосознаваемой аудиальной информации, особенно при сочетании её с состояниями изменённого сознания. При осознаваемом предъявлении семантических стимулов, часть из которых заведомо будет очень значима и эмоциогенна для пациента, неизбежно включается то самый цензор – все виды психологической защиты. Результаты, которые будут получены при этом, будут отражать особенности именно этой защиты, а вовсе не распределение вводимой информации в памяти субъекта. Неконтролируемые же пациентом слова и фразы создают возможность преодоления механизмов психологической защиты с реальным влиянием на его поведение в экстремальной ситуации или модулировании поведения при необходимости выбрать что–либо из нескольких решений (покупать или не покупать наркотик, употребить его при возможности или нет). Практически данное сочетание выглядело в еле слышимых на фоне мелодии повторяемых словах психотерапевта, где звучала реакция других пациентов в трансовом состоянии на данное внушение. Часто всхлипывание, рвотные движения и слова даже при пристальном вслушивании определялись как неясный гул и шум на фоне музыкального сопровождения в процессе дыхания.

Окончательные принципы проведения комбинированного холотропного дыхания сформировались в зависимости от прохождения пациентами классических периодов, описанных выше. При прохождении первой «матрицы» на фоне безопасности, защищённости, эмоциональной стабильности особенно эффективными являются включения мантр, отдельных голосовых эффектов (крик ребёнка), что взывает к прежнему жизненному опыту и требует последующего его осмысления. На 2 – 3 сеансах дыхания обязательным и эффективным было использование наложения на активный музыкальный период неосознаваемой словесной символики. Данное сочетание способствует подготовке к суперстрессовому внушению, полноценному участию в нём с первых дней. При ощущениях переживаний второй и особенно третьей «матриц» значимыми при холотропном дыхании выявлялись наложения на музыкальное сопровождение отчетливо слышимых ключевых установок при суперстрессовом внушении. Данные фразы закрепляли связь физических неприятных проявлений и эмоционально всплывающих отрицательных воспоминаний о прежнем образе жизни, тем самым, формируя его отрицание. При переживаниях последней «матрицы» эффект закрепления отвращения к психоактивному веществу достигался осознанием освобождения от прежнего стереотипа поведения. Это удавалось при помощи обеспечения прямого доступа информации в память в изменённом состоянии сознания или при отключении сознания (когда весь сеанс холотропного дыхания амнезируется).

Данные разновидности комбинации классического варианта холотропного дыхания с различными музыкальными и словесными сопоставлениями позволили повысить эффективность психотерапии при злоупотреблении различными наркотическими веществами как по продолжительности лечения (выраженные реакции с первых дней на групповых сеансах внушения), так и по глубине требуемого эффекта. В 88% пациентов по наблюдениям за последний год сформировалось стойкое отвращение к психоактивному веществу, проявляющееся как на психологическом, так и на физическом уровнях.

Об эффективности подобранных комбинаций говорит и активное желание приобрести пациентами диски с записью сопровождения холотропного дыхания перед выпиской, считая это атрибутами закрепления результатов лечения.