Теория социального обучения и наркомания

Социальный алкоголизм

Классический условный рефлекс и оперантное научение описывают процесс учения человека по его личному опыту. Тем не менее, люди также способны учиться наблюдая за другими. Это называется социальным обучением.

Социальное обучение – самый распространенный способ обучения человека. Таким образом, оно может оказывать важное влияние на процесс выздоровления от наркомании.

Социальные взаимодействия, которые оказывают самое важное влияние на человека, относятся к взаимодействиям с людьми, которые имели значения для человека, когда он подрастал. В группу этих людей входят родители и другие члены семьи. Сюда также могут входить соседи или учителя. Бывают случаи, когда дети наблюдают, как их родители расслабляются с помощью игры в карты, или справляются со стрессом, выкурив сигарету марихуаны, или ребенок наблюдает, как его родители общаются с другими людьми только под действием алкоголя. Если ребенок наблюдает вещи такого рода, тогда он будет склонен самостоятельно желать попробовать такое же поведение. Именно из-за того, что дети запоминают, наблюдая как азартные игры, наркотические вещества и алкоголь приводят к положительному результату. И при отсутствии других здоровых примеров, им будет казаться, что это весьма хороший способ расслабиться и отдохнуть, повеселиться и уменьшить стресс. За нездоровое поведение наших детей мы должны быть «благодарны» именно социальному обучению.

Человек – существо, которое максимально стремится к социальному взаимодействию.

Поэтому важно учитывать «добровольно-принудительный» характер многих зависимостей. Многие виды наркомании включают в себя сотрудничество и взаимодействие с другими людьми. Другие виды зависимости включают в себя приятный социальный дискурс и такое же взаимодействие. Например, героиновые наркоманы часто помогают друг другу добыть и употребить наркотик. Алкоголь часто и густо становится центром увеселительных мероприятий. А казино стремятся сохранить захватывающую общественную атмосферу.

С развитием наркомании, зависимому человеку становится все сложнее взаимодействовать со здоровым окружением. Это происходит потому, что с течением времени семья и друзья начинают отдаляться от наркомана. В то же время, наркоман тратит все больше и больше времени на свою зависимость. Постепенно, круг общения наркомана заменяется абсолютно другими людьми, которые так или иначе связаны с его нездоровой привычкой. Полностью избавиться от зависимости не попрощавшись с нездоровым окружением, и не сменив его на новое, практически невозможно.

Это одна из причин, почему психотерапевтические группы и группы поддержки так важны в процессе лечения наркомании. Такие группы (например, Анонимные Алкоголики) незамедлительно предоставляют источник здоровой человеческой поддержки. Они стали появляться еще в 16 веке. Время, проведенное с другими людьми, переживающими такую же проблему, помогает снизить стресс от давления со стороны окружающих, а также помогает предотвратить желание вернуться в круг общения, связанный с зависимостью. С точки зрения социального обучения, группы поддержки дают возможность наблюдать и взаимодействовать со здоровыми людьми.

В Медицинском центре Василенко теория социального обучения применяется при составлении плана лечения от наркомании и алкоголизма, который обычно строится на таких пунктах:

  1. Разработать и найти новый здоровый круг общения.
  2. Наблюдать и принимать здоровые навыки преодоления проблем у этого нового круга общения.
  3. Научится навыкам отказа от давления со стороны прежнего нездорового окружения. Подобные навыки отказа очень важны, так как зависимые люди на лечении не могут стопроцентно изолироваться от всех прежних контактов, особенно на первых порах лечения.