Концепция современной профилактики наркомании

Профилактика наркозависимости - актуальная проблема всего общества, которое стремится обеспечить себе здоровое будущее. Необходимые поиски оптимальных форм учебно - воспитательной работы с населением, позволяют формировать социально - ценные жизненные ориентиры, общественно полезные цели.

Целью психологического обоснования профилактической работы является определение основных направлений концепции психологической профилактики наркомании, токсикомании.

Концепция профилактики предполагает: формирование адекватного отношения к значимому социальному явлению (пьяный, наркоман - это неприятно, обременительно для окружающих, опасно для самого человека и т.п.); тренировка навыков преодоления внешнего давления, конформности (умей противостоять чужому нажиму, сказать "нет", быть независимым), развитие в личности определенных личностных качеств (уважение к себе, осознание своей уникальности, умение говорить о своих трудностях).

Основными направлениями развития психопрофилактики в нашей стране, по мнению автора данной работы, должны быть:

 

  • совершенствование существующих ранее подходов и антинаркотических программ и распространение их принципов;
  • адаптация иностранных антинаркотических программ к отечественным условиям;
  • опираясь на психологические законы и механизмы формирования личности, преодолеть устаревшие психолого - педагогические концепции обучения и воспитания, признание психогигиеничной роли психологических знаний в сфере здоровья.

 

Основные задачи профилактики наркомании

Основные задачи по профилактике наркомании состоят в преодолении психолого - педагогического и социально - психологического " ​​фона " приобщения к наркотикам личности. Пропаганда знаний сама по себе не может дать значительного положительного эффекта. Надежды только на образование в вопросах наркомании, на то, что методы убеждения автоматически приведут к отказу от употребления наркотических веществ, психологически не оправданы. Это объясняется тем, что у личностей, обладающих психологической готовностью к наркопотреблению, а тем более у тех, кто находится уже на первой стадии заболевания (когда существует психологическая зависимость), тяга к употреблению наркотиков настолько велика, что никакие убеждения, никакие аргументы не действуют. Итак, основные задачи заключаются:

 

  • в раннем выявлении, диагностике личностей, которым свойственны личностные особенности, которые являются компонентами психологической готовности к наркомании;
  • в предупреждении и преодолении личностной предрасположенности людей к наркомании;
  • проведении психолого-педагогической диагностики отклонений в поведении людей;
  • определении путей коррекции отклонений в поведении несовершеннолетних.

Функции профилактики многогранны:  

 

  • диагностика (выявление причин, условий, факторов, которые могут привести к употреблению ПАВ);
  • реабилитационная (перевоспитывающая, направленная на подавление возникновения необходимости принимать ПАВ);
  • координирующая (координация усилий всех заинтересованных воспитательных институтов в предупреждении и преодолении наркотизации);
  • прогностическая (предвидение возможных негативных явлений в поведении людей и др.).