Метадоновая зависимость

 В последнее время участились обращения в наш центр с метадоновой зависимостью. Около 20 лет метадон позиционируется в официальной наркологии, как средство лечения опийных наркоманов. В истории уже были подобные примеры – Зигмунд Фрейд лечил своего друга морфиниста кокаином, были попытки лечить зависимых от морфия героином, в настоящее время в одной из европейских стран серьёзно рассматривается возможность заместительной терапии при помощи героина.  Попытки лечения метадоном, как постепенного снижения дозы с последующей отменой, так и постоянной заместительной терапией полностью показали свою несостоятельность и провалились во многих странах. Тем не менее, эти программы продолжают существовать и даже дошли до Украины. Теперь стало модно называть эти программы не лечебными, а социальными. Имеется ввиду, что официальное участие в метадоновой программе опийного наркомана приведёт к тому, что ему не нужно будет совершать правонарушения для того, чтобы достать себе деньги на дозу наркотика. Он сможет работать, учиться, вести социально приемлемый образ жизни. Уменьшится процент заражения гепатитом С и ВИЧ (т.к. метадон принимается перорально), он перестанет воровать.

Однако, наш опыт общения и реабилитации с метадоновыми наркоманами показал, что практически не существует зависимых людей, которые могли бы удовлетвориться приёмом только метадона, почти всегда совмещается официальный приём метадона и криминальных наркотиков, метадон начинают употреблять внутривенно.

Проблема наркомании – это проблема личности человека. В формировании зависимости от наркотиков участвует множество факторов. Сама зависимость - это огромный комплекс, включающий физический аспект (т.е. неприятные ощущения в теле без принятия наркотика, длящиеся от нескольких дней до недели), психологический аспект(воспоминания о приятных ощущениях, которые давал наркотик при употреблении, апатия и депрессия без приёма наркотика) и аспект социальной дезадаптации (за годы употребления наркотика человек разучился чувствовать свои истинные эмоции и жить с ними, отвык от решения проблем на трезвую голову, ему нужно принять мысль о том, что нужно работать и учиться, делать усилия, что ему придётся столкнуться с недоверием родных, одиночеством и т.д.).  Смешно думать, что личность зависимого человека может измениться только при помощи лекарств, тем более наркотиков, даже медицинских. Учитывая это, когда в программе реабилитации предлагается только медикаментозное лечение – это заранее выброшенные деньги, можно со сто процентной гарантией сказать, что такое лечение будет неэффективным.

Отдельно хочу остановиться на бытующих легендах в отношении лечения от метадоновой зависимости. Из бесед с пациентами чего только не услышишь и то, что метадоновая зависимость вообще не поддаётся никакому лечению, что физическая зависимость длится несколько месяцев, что врачи – наркологи рекомендуют перед лечением перейти на другой наркотик, а потом уже обращаться за помощью (?!), иначе они не берутся за лечение и т.д.

Наш опыт лечения и реабилитации пациентов, зависимых от метадона показал, что качественных отличий от других наркоманий не существует. Есть некоторые количественные отличия, например, проявления физической абстиненции (ломки) отставлены по времени на несколько дней, она может быть чуть более продолжительной. Очень большое влияние имеет психологический настрой, вера пациента. У нас есть примеры, когда пациенты с длительным сроком приёма метадона в течение полутора – двух недель полностью преодолевали период физической абстиненции.