К основным задачам этих программ следует отнести:
1. Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причины и формы заболеваний, связанных с ними, пути к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- «Я -концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы;
- умение оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
- умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и подавать психологическую и социальную поддержку;
- осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающих.
5. Развитие личных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
- формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и решать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
- формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
- формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
- формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
- формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, решения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
- формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами:
- навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
- навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
- навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
- навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
- навыков защиты своего «Я», само-и взаимопомощи;
- навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ, а также с другими формами саморазрушающего поведения;
- навыков и умений использовать способы получения радости и удовольствия, альтернативные использованию психоактивных веществ;
- навыков бесконфликтного и эффективного общения.