Основные задачи реабилитационных программ

К основным задачам этих программ следует отнести:

1. Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причины и формы заболеваний, связанных с ними, пути к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

 

  • «Я -концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
  • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы;
  • умение оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
  • умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и подавать психологическую и социальную поддержку;
  • осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающих.

 

5. Развитие личных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

 

  • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
  • формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и решать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
  • формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
  • формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
  • формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, решения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
  • формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущих к здоровью и препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами:

 

  • навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
  • навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
  • навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
  • навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
  • навыков защиты своего «Я», само-и взаимопомощи;
  • навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ, а также с другими формами саморазрушающего поведения;
  • навыков и умений использовать способы получения радости и удовольствия, альтернативные использованию психоактивных веществ;
  • навыков бесконфликтного и эффективного общения.