Социальные особенности и последствия подростковой наркомании

Вопросы возникновения и формирования зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все больше внимания специалистов разных областей потому, что количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, растет с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних больных наркоманией обращается за помощью самостоятельно, в то время, как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотических веществ.

Эффективность профилактических мероприятий по преодолению формирования зависимости в подростковом возрасте крайне низкая, и одной из причин этого есть недостаточные знания специфики подросткового возраста.

Подростковый период жизни имеет свои особенности, он тяжелый в социально - психологическом плане. У подростков ярко выражены познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого разными способами.

Среди большого количества противоречий подросткового возраста отметим те возрастные особенности, которые в большей степени влияют на формирование наркотической зависимости: бурное физическое развитие организма; моральная неустойчивость; неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); процесс интенсивного формирования воли; противоречивость мировоззрения.

Важнейшими факторами, которые влияют на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: группирование с одногодками; эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых; чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на избыточное «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества и алкоголь; имитация - копирование подростками поведения взрослых без надлежащей критичности к некоторым ее проявлениям.

 

Употребление наркотических веществ стало молодежной бедой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу основных детских и подростковых проблем, которые характеризуются:

  1. Массовым употреблением наркотических веществ среди детей и подростков (жаждущих пережить новые ощущения, например, эффект экстази), причем именно у этой категории лиц влечение к наркотикам очень быстро формирует психологическую зависимость;
  2. «Омоложением» контингента лиц, которые употребляют наркотические вещества, к возрасту 13-14 лет;
  3. Переходом от «легкодоступных» психоактивных веществ, которыми были в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогим наркотикам, как кокаин, героин, «экстази». Они имеют большое разрушительное действие на организм подростков, вызывают быстрое привыкание, которое приводит к деградации личности. Существуют определенные группы подростков, употребляющие из-за недостатка средств дешевые, «грязные» наркотики. Но, в отличие от взрослых, которые, как правило, пытаются использовать более легкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а активизирует двигательную и психическую деятельность;
  4. Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночестве;
  5. Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; появлением нового, волнующего опыта, который таит опасность, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы - стремление добиться покоя, легкости, искренности, равновесия. Возникновение чувства любопытства относительно наркотиков говорит о распространении «наркокультуры», которая подогревает это любопытство, и недостаточную борьбу с ней государственных и общественных институтов;
  6. Изменением социального статуса подростков, которые начинают употреблять психоактивные вещества. Еще десяток лет тому назад это были дети из неблагополучных семей, где характерными были такие асоциальные факторы, как пьянство, криминальность родителей, проблемы внутрисемейных отношений. На сегодняшний день число наркозависимых пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующее в этих семьях финансовое своеволие подростка, достаток средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особенной молодежной субкультуры, в которой характерной ценностью является свободное проведение времени, а наркотики выступают атрибутом стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок -  звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и употребляются вещества, вызывающие зависимость.  Этап первых попыток изменяется этапом «полинаркотизма», когда подросток начинает повторно и систематически принимать разные наркотические препараты;
  7. Желанием подражать молодежной моде. Так популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, которые провоцируют молодежь к танцам без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены, иметь красивую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушительную музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро приобрели распространение психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази».  Другое направление в моде - увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуального растормаживания люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;
  8. Распространением мифов о наркомании. Миф первый - «я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно чувствовать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй - «я в любое время смогу отказаться, я не наркоман»; миф третий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но люди принимают их, и это является общественно одобряемым, потому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность таких мифов заключается в недооценке наркотиков. После первого их приема ухудшаются все компоненты здоровья - физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (моральные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связаны в первую очередь с особенностями характера наркоманов; психическими и физическими расстройствами его организма; социально-культурным влиянием на личность.

Психологические факторы содержат в себе привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний; стремление к самоутверждению; отсутствие стойких, положительно ориентированных социальных интересов; расстройства психики неорганической природы, такие как: социальный стресс, психический инфантилизм, разочарования в жизни, разрушение жизненных интересов, страх, тревога. Субъективная причина недовольства жизнью рассматривается в связи с разными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, которая не обеспечивает условия для свободного времени (это особенно важно для подростков), социальной несправедливостью, неустроенностью, неуспехами в учебе, разочарованием в людях.

Основные причины наркомании среди несовершеннолетних стоит искать, по мнению экспертов, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально педагогических и социально-культурных факторах.

Социально педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и ее адаптации в школьном коллективе. «Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости». Ошибки и просчеты в воспитании в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают психологию, которая отличается от нормальной человеческой, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они пренебрежительно относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям взрослых. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно оказываются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно теряют характер невинного мальчишеского баловства, все чаще и чаще приобретая опасный для общества характер. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неминуемо вступают в конфликт с законом.

По данным исследований родителей детей, употребляющих психоактивные вещества, были обнаружены:

  • социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);
  • неудовлетворительные условия быта в результате распада семьи;
  • материальная необеспеченность родителей;
  • воспитание детей   в неполной семье.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

К социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.

Учет особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.