Эффективность различных методик лечения зависимостей

Актуальность проблемы борьбы с наркозависимостью очевидна – по данным ВОЗ, в настоящее время, по неполным данным, около 10% взрослого и подросткового населения Земли страдает этим страшным, смертельным недугом, и с каждым годом растёт число наркозависимых и жертв «белой смерти». По данным ВОЗ, средняя продолжительность жизни наркомана с момента попадания в «систему» - 10 лет, и только периоды лечения и пребывания в местах заключения несколько удлиняют этот короткий «век наркомана». Несомненно, «шквалу», с которым идет нарастание числа наркозависимых в мире, способствуют социальные факторы – локальные войны, миграция населения, эскалация обогащения наркодельцов, роль «компенсатора», в которой выступают наркотики в молодёжной субкультуре, влияние рок и поп-музыки.

Несмотря на многочисленные попытки лечить наркоманию как медикаментозными, так и реабилитационными средствами, пока еще не найдено надёжных методов, которые позволили бы говорить о существенных успехах в решении этой проблемы (И.П. Анохина с соавт. 1990, Э.А. Бабаян с соавт. 1987).

В задачу данной статьи не входит систематическое и фундаментальное изложение истории поиска средств лечения наркозависимости. Мы ограничимся лишь кратким перечнем принципиальных подходов к решению данной проблемы, с целью определить как положительные, так и отрицательные их стороны, ставшие причиной тотальной неудачи большинства из ранее предложенных методов. Так, И.В. Стрельчуком (1956) был предложен комплекс средств лечения опийной абстиненции с применением транквилизаторов, нейролептиков, витаминов В группы в больших дозах, форсированного диуреза, наряду с психотерапией, направленно на ликвидацию влечения к наркотику.

Наряду с положительными компонентами данного комплексного подхода, в скором времени выявились существенные недостатки – прежде всего приоритет биологических способов лечения, упор на ликвидацию абстиненции, с оставлением на втором месте психотерапии, которой автор придавал, в основном, «сопутствующее» значение, что и определяло ее недостаточную интенсивность и, вследствие этого, неэффективность.

Наркологическая наука и практика уже пережила «бум» заместительной, блокирующей опиатные рецепторы, терапии (бупренорфин, метадон) восьмидесятых годов ХХ века, окончившийся фактическим расширением наркозависимости за счет привыкания к этим новым средствам. К сожалению, и широко рекламируемые современные медикаментозные препараты типа Антаксон-налоксон дают только временный антиабстинентный эффект, ничего существенно не меняя в первичном влечении наркоманов к веществам.

Известная работа группы авторов (В.С. Битенский с соавт. 1989) представила попытку в какой-то мере ликвидировать недостатки вышеуказанных способов. Во-первых, был предложен более широкий спектр биологических средств преодоления абстинентного синдрома – ганглиоблокаторы типа пирроксана, нейролептики азалептинового ряда, карбидин и тимолептики типа сyльпирида и амитриптилина, в сочетании с аналгетиками (бруфен, амидопирин, анальгин и т.п.). Во-вторых, использовался более широкий набор психотерапевтических методов – терапия поведением, социальная терапия, групповой и индивидуальный тренинг, психокоррекция, кундалини-йога («12 шагов преодоления наркозависимости»). Однако и эта работа страдает существенными недостатками: как и в выше указанных работах, приоритет в терапии придаётся средствам купирования наркоманической абстиненции, а не преодолению вообще всякого стремления, влечения к любым наркотическим веществам, кроме того, в выборе психотерапевтических подходов отсутствует системный принцип, который мог бы существенно изменить качество и интенсивность психотерапии при наркоманиях на основе отказа от образа жизни, решения жизненных проблем при помощи «веществ», что я является главным в философии наркомана.

Известен также «Способ купирования проявлений опийного абстинентного синдрома», предложенный Ж.Б. Назаралиевым (патент №310 Киргизкой республики, 15.05.1998). Он основан на комплексном – биологическом и психологическом – влиянии на больного наркоманией, создании защиты от наркотической зависимости путём новой мотивации. Вначале проводится ликвидация последствий наркотической интоксикации, абстиненции, затем используется атропинокoматозная терапия, психотерапия, а в завершение курса – кодирование специальной сывороткой сроком на 1 год с ее проверкой, создающей у пациента страх смерти от срыва кода.

Вместе с положительными результатами приведенной выше методики есть много свидетельств срывов кодирования. У автора метода – Ж.Б. Назаралиева – срывы кодировки были значительно реже, чем после тиражирования его методики путём создания дочерних центров, в которых ученики дискредитировали метод, увлекшись коммерциализацией. Но самый существенный недостаток методики – изначальное «программирование» срывов кодирования его малым сроком – всего на 1 год, что оставляет главную лазейку для наркомана – возможность выбора прежнего наркоманического образа жизни через короткий срок. Кроме того, «провокация» (проверка действенности сыворотки) проводится нейролептиками галоперидолового ряда, что по-существу подменяет действительное переживание страха смерти пациентом его «суррогатом». Еще один недостаток – узкая направленность методики – только против опийной зависимости, а ведь задача нарколога – изменить образ мышления пациента таким образом, чтобы ликвидировать в его сознании всякую тягу к любым наркотическим веществам и их заменителям.